Официальный сайт Дневник

Проектная деятельность

Успех в современном мире во многом определяется способностью человека организовать свою жизнь как проект: определить дальнюю и ближайшую перспективу, найти и привлечь необходимые ресурсы, наметить план действий и, осуществив его, оценить, удалось ли достичь поставленных целей. Многочисленные исследования, проведенные как в нашей стране, так и за рубежом, показали, что большинство современных лидеров в политике, бизнесе, искусстве, спорте – люди, обладающие проектным типом мышления. Для развития этого типа мышления в школе «Премьер» широко применяется особый вид деятельности учащихся – проектная деятельность.

Этот относительно новый вид школьной работы позволяет развивать специфические проектные умения:
• распознать проблему и преобразовать ее в цель предстоящей работы;
• определить перспективу и спланировать необходимые шаги;
• найти и привлечь нужные ресурсы (в том числе мотивировать других людей на участие в своем проекте);
• точно реализовать имеющийся план, а при необходимости оперативно внести в него обоснованные изменения;
• оценить достигнутые результаты и проанализировать допущенные ошибки (чтобы избежать их в будущем);
• осуществить презентацию результата своей работы и самопрезентацию своей компетентности.

Такой подход к обучению детей формирует у них способность решать самый широкий круг учебных и житейских проблем. Именно это мы считаем, может быть, самым важным результатом обучения, так как будущему гражданину недостаточно одних только теоретических знаний — бурно развивающаяся наука приводит к их стремительному устареванию. Конкурентоспособность на рынке труда зависит от активности человека, гибкости его мышления, способности к совершенствованию своих знаний и опыта. Умение успешно адаптироваться к постоянно меняющемуся миру является основой социальной успешности. Вот чему, на наш взгляд, должна учить школа.

Вовлечение учащихся в проектную деятельность начинается уже в начальных классах. Однако серьезный интерес к такой, в значительной степени самостоятельной, работе проявляется у ребят в основном звене школы. Подростки обладают достаточными знаниями, опытом исследовательской работы, владеют навыками использования компьютера для поиска информации и оформления письменной части проекта. Они обладают необходимыми волевыми качествами, чтобы преодолевать возникающие трудности и не утрачивать интерес к длительной работе, способны не терять из поля зрения значимую цель. Кроме того, проектная деятельность позволяет удовлетворить важные потребности подростков, учесть их психологические особенности и минимизировать, таким образом, отрицательные проявления подросткового кризиса.

Для тех, кто делает первые серьезные самостоятельные шаги в проектной деятельности – а в «Премьере» это учащиеся 5-6- классов, хорошим опытом является работа над учебным проектом. Учебные проекты готовятся и защищаются в рамках школьных предметов, их тематика привязана к темам, изучаемым в ходе учебных курсов. Роль учителя здесь весьма значительна, хотя основную работу все же учащийся выполняет самостоятельно.

Наш опыт убеждает, что, постоянно выполняя учебные проекты в 5-7 классах, к 8 классу учащиеся приобретают достаточный опыт, чтобы перейти к работе над самостоятельными индивидуальными проектами.

Индивидуальный проект – это самостоятельная работа, осуществляемая учащимся на протяжении длительного периода, возможно в течение всего учебного года. Приступая к такой работе, автор проекта самостоятельно или с небольшой помощью педагога составляет план предстоящей работы. Надо ли говорить, сколь важно старшекласснику научиться планировать и работать по плану – это один из важнейших не только учебных, но и социальных навыков, которым должен овладеть школьник. Есть еще одна сторона проектной деятельности, о которой необходимо упомянуть. Начиная работу над проектом, учащийся должен выбрать и пригласить к сотрудничеству супервизора – кого-либо из педагогов школы, с которым ему предстоит длительное и тесное взаимодействие. Мы намерено, не употребляем термин «руководитель проекта», подчеркивая тем самым, что инициатором сотрудничества и активной стороной взаимодействия в данном случае является школьник. Взрослый здесь выступает в роли консультанта, источника информации, вдохновителя. Представляется очень важным, что такое взаимодействие дает ребятам совершенно новый опыт общения с учителем.

Серьезные требования предъявляются к письменной части проекта, которая фактически отчетом о ходе работы. Это и оформление титульного листа, и библиография, и размещение иллюстраций. Освоив эти навыки, выпускник школы легче справится с требованиями в вузе.

Замечательный опыт самопрезентации дает ребятам процедура защиты проекта. Она имеет свой строгий регламент – 7-10 минут на выступление и 3-5 минут – ответы на вопросы. Автор должен приготовить аннотацию своего проекта, ознакомить с ней представителей жюри, позаботиться об оформлении аудитории, приготовить технику для демонстрации слайдов, видео- или аудиофрагментов, компьютерной презентации и т.п. Необходимо также пригласить зрителей, а может быть, заранее договориться, какие вопросы они зададут, чтобы выступление выглядело еще более убедительным. Есть много секретов презентации, которые осваивают ребята, защищая свои проекты.

Подходить к экспертному оцениванию результатов проектной деятельности с позиций обычной школьной отметки невозможно. Работа над проектом предполагает значительный творческий компонент, автор проекта имеет право на собственное нестандартное видение проблемы. Все это делает процедуру и результат оценки проекта непохожими на обычное оценивание другой школьной работы. В нашей школе разработана четкая система критериев оценки проектов учащихся. Эти критерии позволяют увидеть различные стороны деятельности учащегося в ходе его работы над проектом, а также оценить результат этой работы. С критериями оценивания учащиеся знакомятся заранее, в самом начале работы над проектом. Зная заранее, как именно его работа будет оцениваться, автор проекта может, еще в ходе работы самостоятельно оценить ее, улучшить отдельные характеристики своего проекта,а, завершив работу и оглянувшись назад, увидеть допущенные просчеты, проанализировать их и не допускать в будущем. Такой опыт представляется очень важным, а его, к сожалению, часто не хватает не только школьникам, но и вполне взрослым людям.

Проектную деятельность можно, пожалуй, рассматривать как один из немногих видов школьной работы, позволяющий преобразовать академические знания в реальный жизненный и даже житейский опыт учащихся. Такая работа уже в процессе учебы дает школьникам возможность наряду с, безусловно, важными теоретическими познаниями освоить особое умение — умение самостоятельно приобретать новые умения и добывать новые знания. Это умение останется у будущих выпускников-абитуриентов-студентов-молодых специалистов-профессионалов различных областей деятельности через многие годы после школьной учебы, когда конкретные знания из различных школьных дисциплин, может быть, забудутся.