Получение общего образования в форме экстерната предполагает самостоятельное изучение экстерном общеобразовательных программ с последующей промежуточной и государственной (итоговой) аттестацией в общеобразовательном учреждении, имеющем государственную аккредитацию.
Суть экстерната состоит в возможности получить среднее образование, не посещая школу ежедневно. Обучение в экстернате может быть полностью самостоятельным, учащийся сдает только экзамены. Сторонники экстерната главным доводом в пользу такой формы обучения считают высвобождение времени для подготовки в ВУЗ.
Оставим вопрос о качестве получаемых при этом знаний и поговорим о достоинствах и недостатках такой формы обучения. На первый взгляд всё выглядит очень заманчиво. Действительно, зачем «тратить» два года на посещение школы, если можно за один год пройти программу 10-11 классов и одновременно подготовиться к поступлению в ВУЗ, занимаясь с репетиторами. Это можно отнести к плюсам экстерната.
Но давайте посмотрим на это с другой стороны. Анализ причин отчисления студентов из вузов за неуспеваемость показывает, что 80% отчисленных составляют те, кто не имел необходимых для учебы в вузе навыков и умений. А именно: одновременно слушать, анализировать и быстро конспектировать лекцию, воспринимать и перерабатывать информацию высокого теоретического уровня и большого объема, работать с первоисточниками и учебными пособиями, уметь выделять главное и т.д. Это приводило к тому, что у студента-первокурсника как снежный ком накапливались проблемы с усвоением материала, появлялись задолженности и, как следствие, отчисление за неуспеваемость.
Совершенно очевидно, что человеку, получающему среднее образование, нужно не только знание конкретных наук, но и более совершенных форм организации своего труда. Поэтому одной из главных задач старшей школы является необходимость вооружить своих выпускников прочными навыками самостоятельной работы. Это качество просто необходимо будущему студенту.
Для осуществления преемственности между средней и высшей школами в старших классах «Премьера» вводят элементы вузовских форм организации обучения: лекции, семинарские занятия, тематические зачеты. Профильные предметы ведутся вузовскими преподавателями. Большое внимание уделяется обучению составления конспектов, структурно–логических схем, развитию приёмов проектной работы, и т.д. Предъявляются единые требования при оформлении рефератов и докладов. Обладающий такими умениями студент гораздо быстрее адаптируется к новой среде и переход от школы к вузу у него происходит практически безболезненно. Решает ли все эти задачи репетитор? Нет. Перед ним стоит совершенно иная задача- подготовка ученика к вступительным экзаменам в конкретный вуз. И только.
Может ли учащийся самостоятельно в полной мере обрести все эти так необходимые ему в будущем умения и навыки? Нет. Этому надо учить и закреплять в каждодневной работе. Как видно, при подготовке старшеклассника к вузу школа выполняет очень важную задачу, и пренебрегать этим не стоит.
Ю.В Андросова, директор школы