Проектный продукт Софии Репиной

Движение – это жизнь!

 

Когда я выбирала тему своего проекта, мой руководитель Машковцев Алексей Иванович познакомил меня с интересными данными. Согласно проведенным исследованиям современные дети проживут на пять лет меньше, чем их родители, если не изменят свой образ жизни  и не начнут больше двигаться. Прогноз на будущее еще более пессимистичен. Поэтому мы решили затронуть в проекте проблему гиподинамии школьников и исследовать их двигательную активность, чтобы определить, связана она со здоровьем или нет.

Мы предположили, что дети, регулярно занимающиеся физическими упражнениями и спортом, болеют реже, чем их сверстники, ведущие неактивный образ жизни. Ну что ж, давайте это проверим!

 

Исследование

Свою работу над проектом я начала с того, что обратилась к школьной медицинской сестре Морозовой Елене Борисовне с вопросом: можно ли проанализировать то, как часто болеют учащиеся нашей школы. К сожалению, точного ответа я не смогла получить, потому что родители не всегда приносят в школу справки о перенесенной болезни, а по количеству пропущенных дней нельзя делать достоверных выводов о том, болел ребенок или нет.

Тогда мы решили опросить учащихся 5-11 классов школы с помощью анкеты, в которую внесли следующие вопросы:

  1. Фамилия, имя
  2. Делаешь ли ты регулярно утреннюю гимнастику?
  3. Какую спортивную секцию ты посещаешь?
  4. Как часто ты занимаешься спортом/фитнесом помимо школы?
  5. Как часто ты болеешь?
  6. Какие физические качества у тебя хорошо развиты?
  7. Какими психическими качествами ты обладаешь?

В анкетировании приняло участие 97% учащихся. Мы выяснили, что только 3% опрошенных регулярно делают утреннюю зарядку. Остальные либо не делают, либо делают крайне редко.

По результатам анкетирования мы распределили респондентов на две группы. В первую (экспериментальную) вошли 54,5 % опрошенных, регулярно занимающиеся физическими упражнениями и спортом (2-3 раза в неделю и чаще). Во вторую (контрольную) вошли 45,5 % респондентов, которые не занимаются никакими физическими упражнениями.

По результатам опроса больше половины участников экспериментальной группы (55,5 %) отмечают, что они редко болеют – 1-2 раза в году. Удивительно, но 44,5 % регулярно занимающихся физическими упражнениями все равно часто болеют, некоторые даже ежемесячно.

В контрольной группе мы обнаружили другую тенденцию. Лишь 33,3% не занимающихся физическими упражнениями, болеют редко (1-2 раза в год). Остальные (66,7%) болеют часто (каждую четверть, а то и ежемесячно).

Проведенный опрос частично подтвердил мою гипотезу, что дети, не занимающиеся физическими упражнениями и спортом, часто болеют. Однако я  выяснила, что занятия спортом не гарантируют полной защиты от болезней. Мы предположили, что многое зависит еще и от того, каким видом спорта ты занимаешься и как усердно тренируешься, а также от того, какой образ жизни ты ведешь.

 

Эксперимент

Мы решили провести эксперимент, в котором исследовали двигательную активность учащихся школы «Премьер» в течение суток. Для этой цели папа помог мне купить шагомеры фирмы Torneo, с помощью которых можно легко измерить количество шагов, которое сделает участник эксперимента за сутки.

Мы составили график проведения эксперимента и поочередно предлагали учащимся измерять их двигательную активность.

Эффект оказался неожиданным. Те ребята, которые получили шагомер, стали стараться увеличить свою двигательную активность: стали бегать и прыгать на переменах, активнее заниматься на уроках физической культуры, выходить на прогулку, больше двигаться по дому, гулять и т.п., чтобы их количество шагов стало большим. Мы поначалу испугались, что это навредит эксперименту, но решили не ограничивать ребят в их желании, ибо проконтролировать всех мы все равно не сможем, а в том, что школьники стали больше двигаться, ничего плохого нет. К тому же мы обратили внимание и на другой факт: те ребята, которые не ведут активный образ жизни, все равно не стали вести себя подвижно.

Первый вывод, которая я сделала в результате эксперимента, таков: от класса к классу двигательная активность школьников снижается. Если пятиклассник школы «Премьер» в среднем делает 21 600 шагов в сутки, то десятиклассники не делают и 6 300 шагов, то есть в 3 раза меньше.

Второй вывод меня немного разочаровал, так как изначальная моя гипотеза не подтвердилась. И в контрольной, и в экспериментальной группе среднее количество шагов оказалось примерно одинаковым – чуть менее 12 000.

Мы с Алексеем Ивановичем задумались, почему это произошло. Мы предположили, что опираться только на результаты опроса школьников не совсем корректно. Тогда я обратилась к Елене Борисовне, и мы по журналу амбулаторных наблюдений проанализировали статистику обращений в медицинский кабинет за помощью.

В результате мы получили другие выводы. Прежде всего,  обнаружилась практически прямо пропорциональная зависимость увеличения количества обращений за медицинской помощью от 5-го класса к 10-му. Оказывается, в среднем наши 10-классники испытывают недомогания в пять(!) раз чаще, чем пятиклассники. Затем сопоставили имеющиеся у нас данные суточной двигательной активности с количеством обращений в медицинский кабинет. У нас получились новые две группы: первую составили те, кто с начала этого года не обращался за помощью ни разу или сделали это единожды. Вторую составили постоянные посетители медицинского кабинета школы. В результате мы получили следующие данные: участники первой группы в среднем за сутки преодолевают 15000 шагов и более, а участники второй преодолевают чуть более 11000.

 

Выводы

  1. Двигательная активность школьников «Премьера» неуклонно снижается от 5-го класса к 10-ому.
  2. Обучающиеся школы «Премьер», которые чаще других обращаются за медицинской помощью, меньше двигаются, чем те, кто практически не болеет.
  3. Не хочешь болеть – двигайся, ибо движение – это жизнь.

 

Рекомендации

Мы решили разработать список рекомендаций для повышения двигательной активности. Ими могут воспользоваться все, кто следит за своим здоровьем и не хочет болеть.

  1. Заняться спортом или фитнесом.
  2. Не пропускать уроки физической культуры.
  3. Регулярно выходить на прогулку.
  4. Идти в школу и обратно длинным путем.
  5. На переменах больше ходить по коридорам.
  6. Чаще гулять.
  7. Помогать родителям: ходить в магазин за продуктами, гулять с собакой.
  8. Выносить мусор в уличные контейнеры, а не пользоваться мусоропроводом.
  9. Отказаться от лифта.
  10. Ходить по эскалаторам.

 

Список литературы

 

  1. Здоровье на «отлично»! Самоучитель по укреплению здоровья для детей. – М.: Изд-во Рипол-классик, 2002. – 320 с.
  2. Куценко Г.И. Книга о здоровом образе жизни./Г.И. Куценко – М.: Изд-во Профиздат, 1997 – 256 с.
  3. Елисейкин А.Г. Спорт. Характер. Честь./А.Г. Елисейкин. – М.: Изд-во Просвещение, 1994 – 144 с.
  4. Бальсевич В.К. Физическая культура для всех и для каждого./В.К. Бальсевич – М.: Изд-во Физкультура и спорт, 1999 – 144 с.