21 сентября для учащихся 6, 7 и 8 классов администрацией школы была организована образовательная поездка в Государственный Бородинский музей-заповедник по программе «Поле русской славы».
В этот день у ребят были отменены уроки, но каждый ученик получил блокнот «не ПУТЕВЫЕ ЗАПИСИ», в котором он должен был выполнить задание по географии, истории и литературе во время экскурсии. По дороге до Бородинского поля гид-экскурсовод Елена Владимировна рассказала много интересного о той эпохе, о политических и исторических событиях, предшествующих Бородинскому сражению. Мы узнали о российских полководцах и героях Отечественной войны 1812 года.
В самом музее-заповеднике мы посмотрели музейную экспозицию, побывали у главного монумента русским воинам, героям Бородинского сражения, на батарее Раевского, у могилы Багратиона, съездили в Спасо–Бородинский монастырь. В монастыре посмотрели экспозицию «Бородино в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.».
Конечно, этот день навсегда запомнится ребятам. Ведь побывать в юбилейный год на месте исторического события, которое пропитано героизмом и славой, прикоснуться к вещам той эпохи, узнать много интересных фактов из истории и жизни простых людей, увидеть столько памятников героям России, значит еще раз почувствовать гордость за свою страну. Это большое дело в воспитании патриотизма наших учащихся. Да, и погода к нам была благосклонна.
Ниже мы приводим впечатления учащихся об увиденном и услышанном, которые они написали, выполняя задание по литературе.
Алексей Погожев (6 класс)
«Бородинское поле – одно из величайших исторических мест России. Меня поразила масштабность этого поля. И если слышишь: «Бородино – могила русских и французов» - это правда...»
Любовь Ханова (7 класс)
«Недаром помнит вся Россия
Про день Бородина!» - говорится в стихотворении. И действительно! Ни один уважающий себя человек не забудет об этом великом дне! О дне Бородина! А сколько в этой величайшей битве погибло народу! Ведь сражались не только взрослые, но и дети! Дети, которые…которым еще жить да жить!...Наверное, фраза «русские не сдаются» пошла именно отсюда! Эх, Россия – великая страна! Россия – матушка ! Любите и цените эту великую Родину!»
Борис Сорокин (6 класс)
«Для меня Бородинское сражение – исторический факт. Эта война была очень давно, поэтому я не могу её почувствовать по-настоящему. Но я уважаю память о погибших…»
Айгерим Курсанали (8 класс)
«Когда на экскурсии нам рассказали, что Москву пришлось сдать французам, конечно, я была в недоумении! Я так же, как и старики в стихотворении «Бородино», была зла. Как же так? Как сдать Москву? Но только потом я поняла, насколько важным и правильным было это решение Кутузова. Лермонтов писал о русских солдатах с гордостью, с уважением! У него остались только хорошие впечатления о «богатырях русских». И у меня тоже.»
Николай Трегуэт (8 класс)
«Я считаю, что в Бородинском сражении русский народ проявил, как всегда, великий патриотизм. Ведь все, кто шел войной на Россию (французы, турки, немцы), впоследствии удивлялись тому, что русский солдат привык не сдаваться в плен, как трусливый народишко прочих стран Европы, а биться насмерть, дабы отстоять законные свои земли и владения. У русского человека вообще есть привычка долго запрягать, но быстро ехать. Она ярко проявилась и 26 августа 1812 – в день Бородина. Наполеон сам после войны с Россией признавал, что поход 1812 года был его самой большой тактической ошибкой. Он не мог ожидать, что против него поднимется, как и в Испании, весь народ страны и что именно стараниями народа он будет из России изгнан.»
Роман Аванесов (7 класс)
«…Когда я приехал на поле, я увидел ту мощь, широту того времени, эпохи, войны. Я обязательно посоветую приехать сюда своим друзьям. Я считаю, что приехал не зря. Я поучил очень много информации. Мне всё понравилось, и я хочу, чтобы таких поездок было больше. Спасибо всем за то, что у нас в школе есть такие интересные экскурсии.»